У различных компьютерных акустических систем среднего ценового сегмента (в частности Microlab PRO2 и Thonet & Vander Dass) был замечен один общий и сильно неприятный недостаток - при включении чего-то в соседнюю розетку в колонках слышится громкие раздражающие щелчки. Что особенно не радует в ночное время. Ручку громкости у компьютерных колонок удобно выкрутить до значения, близкого к максимальному, чтобы в будущем регулировать её в полном диапазоне с компьютера. Что не лучшим образом влияет на громкость тресков. Особенно громко щёлкали колонки при выключении очистителя воздуха для пайки , но и на всяческие мелкие импульсные блокои питания/зарядные устройства, включаемые и выключаемые из соседней (и не только) розетки реакция колонок тоже была неприятной. Обозначенная проблема - следствие тотальной экономии китайцами на всём при проектировании и производстве. Решение проблемы - добавить в схему то, на чём было сэкономлено.

При осмотре внутренностей акустики было замечено отсутствие какого-либо фильтра помех сетевого напряжения. Сами усилители в подобных устройствах традиционно делаются на микросхемах со встроенным стабилизатором, т.е., весь блок питания у них состоит из трансформатора, диодного моста и пары электролитических конденсаторов (в моих усилителях их ёмкость - 4700 мкФ на каждое плечо).

Для начала, решено было установить сетевой фильтр. Проблему щелчков при включении/выключении вентилятора в соседней розетке он не решит (в этом можно убедиться, подключив колонки к качественному внешнему сетевому фильтру - полностью щелчки не исчезают), но лишним точно не будет, учитывая обилие импульсных помех в розетке. Сильно заморачиваться с фильтром не стал и заказал в Китае, вот такой (на всяких алиэкспрессах подобные фильтры ищутся поисковым запросом “EMI power amplifier filter”).



Фильтр впаял в разрез проводов питания. Крепить внутри его не стал, просто поместил в распечатанную на 3D-принтере небольшую коробчонку, чтобы не заммкнуло куда и не прибило током кого..

Следующий простой и очевидный способ улучшить качество питания - увеличить ёмкости "электролитов" хотя бы до 10 000 - 15 000 мкФ. При этом стоит учитывать то, что пусковые токи при зарядке таких емкостей так же увеличатся, и диодный мост должен иметь хороший запас по току, чтобы при включении ему не поплохело. Так же, для лучшей фильтрации, я добавил по дросселю в каждое плечо (получив Т-образный LC-фильтр). В результате нарисовалась такая схема:


И заказаны платы:


Тут в каждое плечо можно установить до пяти электролитических конденсаторов ёмкостью от 2200 мкФ до 4700 мкФ (с рабочим напряжением от 25 … 63В) и по паре неполярных конденсаторов. В качестве последних я использовал китайские плёночные на 0.22 мкФ, такие:


На плате выведены входной и выходной разъёмы, причём, на вход можно подавать как переменное напряжение (тогда ставится диодный мост), так и уже выпрямленное (если планируется использовать мост уже имеющийся в усилителе).

Собранная плата получилась такой:


Далее, с платы усилителя убрал выпрямительные диоды. Вообще, их можно и оставить, если не критично то, что на них упадёт ещё пара вольт питания. Вместо диодов поставил ещё парочку дросселей на 100 мкГ - хуже от них точно не станет. Плату конденсаторов закрепил в корпусе, провода от понижающего трансформатора идут на её вход, выход фильтров - на питание платы усилителя. Также установил на выходах фильтра ещё по диоду FR157 для шунтирования импульсных помех (катодами к плюсу), они внесли весомый вклад в забарывание щелчков.

Результат - щелчки при выключении соседа-вентилятора стали возникать реже, а громкость их стала ощутимо меньше, они уже не раздражали так, как изначально. Громкого резкого звука при включении/выключении теперь не наблюдается вообще. Увеличение емкостей в фильтре БП даёт меньшие просадки напряжения и на высокой громкости теперь не должно быть ощущения, что звук проваливается.

Улучшение звучания кинотеатрального лампового усилителя 90У-2 ЛОМО

В настоящий момент ещё можно приобрести не дорого, ламповые моно усилители 90У-2, от киноустановки "Украина". Этот усилитель не сложно модернизировать и получить очень приличное звучание, высокие технические характеристики, что позволяет ему без труда переиграть многие транзисторные усилители как российского, так и импортного производства.

Примечание: лично я считаю, что старую технику надо холить и лелеять, ведь ее остается все меньше:-(Поэтому лучше создать усилитель с нуля, чем разламывать ради эксперимента заводской приемник или усилитель, ломать - не строить!

Константин

Заводская схема без переделки

Спецификация

Схема обмоток трансформатора

Модернизация лампового усилителя 90У-2 (двухтактного) PP, заключается в переделке его принципиальной схемы (смотри схему ниже, нажми на неё для получения увеличенного размера), перевод его в класс А, удалении общей обратной связи, переделкой блока питания, запиткой накала входной лампы постоянным стабилизированным напряжением, изготовлением внешнего корпуса. Трансформатор выходной остаётся без переделки.

Конструкция: Двухтактный ламповый двухкаскадный усилитель закрытого типа (в новом корпусе) без цепей отрицательной обратной связи изготовлен моноблоком, с раздельными регуляторами громкости в каждом моноблоке (канале). Входной каскад реализован на двойных триодах 6Н9С, выходной на пентодах 6П3С, питание кенотронное. Для получения большей выходной мощности рекомендуется установить выходные лампы 6П3С-Е (увеличив Iа, уменьшением катодного резистора). Предпочтительно использовать лампы 6П3С до 1985 г. выпуска. Ранние лампы октальной серии 6П3С имели позолоченные сетки, что благоприятно сказывается на звучании всего усилителя. Новые лампы 6П3С-Е могут рассеивать большую мощность, но умощнение за счет изменения конструкции анода в сторону его укорачивания, навивки не позолоченной сетки с большим шагом, ухудшили звуковые свойства этой красивой лампы. Особенности: Переделанный PP усилитель предназначен для высококачественного усиления музыкальных программ с CD проигрывателей. Для высококачественного воспроизведения звука, PP усилитель требует акустических систем с чувствительностью от 90 дБ/Вт. Очень хороший результат получен с высокочувствительными акустическими системами на базе доработанных кинотеатральных динамиков.

Основные технические характеристики модернизированного двухтактного лампового усилителя 90У-2 ЛОМО, без обратной связи:
Номинальное входное напряжение

0,3 В

Номинальная выходная мощность на 4 Ом (без переделки OUT трансф-ра)

10 Вт

Номинальная выходная мощность на 16 Ом (без переделки OUT трансф-ра)

10 Вт

Номинальный диапазон воспроизводимых частот (по уровню –3 дБ)

15 Гц - 35 кГц

Коэффициент гармоник при выходной мощности 1 Вт в номинальном диапазоне частот на Rн = 16 Ом

0,6 %

Относительный уровень шума не более

80 дБ

Внешний вид переделанного усилителя 90У-2.




По вопросам модернизации обращаться письмом на E-mail:[email protected]

При использовании материалов статьи, ссылка обязательна.

апгрейд радиотехника У101 Итак начнём! 1. Источник питания. Схемы источников питания, могут незначительно отличаться!(подключение трансформатора). Чтобы получить приличную выходную мощность надо иметь приличное питание. Воспользуемся подарком изготовителей трансформатора: вся вторичная обмотка выполнена одним толстым проводом (по моему 0,8мм). Следовательно, вполне можно переключить питание мощного выпрямителя VD5…VD8 с контактов 4 - 4* на 3 – 3*, что позволит поднять напряжение с +/-26В до +/-31В. При этом слаботочный выпрямитель VD1…VD4 становится не нужным и удаляется вместе с проводами, а его накопительные конденсаторы С2 и С7 подключаются параллельно соответствующим конденсаторам мощного выпрямителя. Но все связи с контактами 5,6 и 9,10 должны сохраниться. Я оставил эту схему и запитал ее от 25 вольт для питания стабилизатора преда, индикатора, защиты. Стабилизатор преда сделан на LM 7815-7915 на плате преда добавлены конденсаторы 220 мкф для сглаживания пульсаций.

Далее начинается колдовство. Определяем на плате конденсаторов фильтра геометрическую середину между земляными выводами конденсаторов С2,С3,С4 и С7,С8,С9, зачищаем и залуживаем её. Назначаем эту точку главной общей точкой всего усилителя. От неё пускаем 2 толстых провода на минусы выходных разъёмов. От неё пускаем общие провода на УМ и УП. От неё пускаем 2 провода на контакты 6 и 6* трансформатора, удалив перемычку между ними. Одновременно убираем связь платы выпрямителя с корпусом. Организуем связь общего провода с корпусом на входных разъёмах усилителя. И проверить – чтобы больше нигде не было контактов общего провода с корпусом. И напоследок подключаем параллельно первичной обмотке трансформатора конденсатор 0,047х630В для подавления импульсных помех из питающей сети. 2. Усилитель мощности. Если на месте VT1 стоит КТ315Д, то его надо заменить на КТ315Г для снижения уровня шумов. Если стоит КТ361Д, как в прилагаемой схеме, то трогать его не надо. Суть предлагаемых изменений: выковырять «изюм» разработчиков и вставить свой. После удаления VT6 и VT7, установки перемычки, замены R10 на диод D7 и закорачивания R15 цепь D7-VT5-R11 превращается в диодный стабилизатор для источника тока на VT8, уже на который работает раскачивающий транзистор VT10. Для снижения нелинейных искажений раскачивающий транзистор VT10 должен быть высоковольтным, мощным и с большим коэффициентом усиления. КТ961А как раз соответствует этим требованиям, поэтому заменяем исходный транзистор на более подходящий. Классическая схема. Идиллию нарушает только резистор R42. Он подпаивается со стороны печати в надрез печатного проводника около коллектора VT2. Введение этого резистора повышает устойчивость всего УМ и позволяет избавиться от компенсирующих конденсаторов С4,С5,С9,С10, а также резисторов R20,R21. Побочные эффекты введения R42 проявятся при прослушивании. Для нормальной работы электролитического конденсатора ему нужен зарядный потенциал от 0,6В, а на обкладке С3 его нет. Следовательно здесь должен стоять неполярный конденсатор, ограничивающий полосу пропускания в районе 5 Гц. Отсюда номинал 22мк НП. Настройка обычная: в разрыв питания подключить амперметр и выставить ток холостого хода около 40 мА. Затем восстановить контакт и запускать в работу. Красным цветом выделены вновь введённые или изменённые компоненты и перемычки, а синим цветом выделены удалённые компоненты.Нумерация соответствует штатной схеме.

3. Предварительный усилитель вариант с тремя микросхемами. Микросхема DA1 введена в предусилитель исключительно для согласования с пьезокерамическим звукоснимателем. Я думаю, что сейчас это уже не актуально, а шумы она добавляет, и потому смело выбрасываем микросхему DA1 вместе со всей обвязкой и кидаем перемычку, используя освободившиеся отверстия на печатной плате. Красным цветом выделены вновь введённые или изменённые компоненты и перемычки, а синим цветом выделены удалённые компоненты. Нумерация соответствует штатной схеме. На этом рисунке показана микросхема DA1 и компоненты, которые следует удалить вместе с ней на плате U5 УНЧ-П. Далее более точно подгоняем цепи тонкомпенсации под регулятор громкости. Затем расширяем полосу пропускания усилителей DA2.1 и DA3.1 как по ВЧ, так и по НЧ и корректируем параметры темброблока. Чтобы вернуть напряжение питания микросхем DA2 и DA3 в допустимое русло, надо подкорректировать R47 и R48. В составе предусилителя имеются подстроечные резисторы R24 и R26 для подстройки коэффициента усиления всего усилителя. Условия настройки: на входе – 0,5В 1кГц; регулятор громкости – на максимум; на выходе – 14В без нагрузки выставить резисторами R24 и R26. Красным цветом выделены вновь введённые или изменённые компоненты и перемычки, а синим цветом выделены удалённые компоненты. Нумерация соответствует штатной схеме. На этой схеме показана схема доработки УНЧ-П, микросхема DA1 не показана.

В предусилителе с 1 микросхемой ничего менять не надо. Единственное чтобы уже совсем заморочиться, добавить еще одну микросхему поверх первой с целью разделить каналы, отрезав ножки соответствующего канала. Практика и опыт показали что в этом опере каналы сильно влияют друг на друга.(переходные помехи) 4. Индикатор. В блоке индикации стоят встроенные параметрические стабилизаторы +15В и -15В. При увеличении напряжения с 26В до 31В резисторы R3 и R13 начинают сильно греться. Поэтому их надо заменить на 680 Ом мощностью 0,5 Вт. Если захочется снизить яркость свечения индикатора, то надо уменьшить ток накала, увеличив R14 и R15 до 20 – 30 Ом. 5. Корректор УПЗ-15. На сегодняшний день все известные магнитные звукосниматели с подвижным магнитом работают с корректирующей ёмкостью в 470пФ. Соответственно ёмкость конденсаторов С1 и С2 изменена до 470пФ. 6. Плата входов. Чтобы расширить полосу пропускания вниз с 20 до 7 Гц можно увеличить ёмкость конденсаторов С4,С5,С14,С15 до 0,33мк. Это в конце работы по мере надувания щёк. Мне в ходе доработок ни разу не попадался усилитель с фоном. Возможно просто повезло, фон устраняется легко при соответствующей разводке земли и экранизации шлейфа от переключателя входов к плате коммутации. Для этого снимаем разъем с платы коммутации, разбираем его и одеваем на шлейф подходящего размера экран. Конечно "Marantze", "Rotel", "Sherwood" из него наверно не получится, но с такими как "Dual", "Grundig", "Tandberg", "Technics", "Panasonic" того времени выпуска и в той же весовой категории по качеству звука доработанная "Радиотехника У-101" вполне может поспорить. Совершенно необходимо убрать ублюдочный умножитель напряжения для питания корректора и стабилизатор на микросхеме и транзисторе КТ815 (плата входов). Дело в том, что туда приходит переменный ток с вывода 5 трансформатора, значит обратный переменный ток идет по земле. Такая схема видимо разработана для проигрывателя ЭП-101, где более высоких напряжений нету. (в некоторых схемах, в большинстве что мне попадались питание на стаб попадает после фильтра) можно поставить стабилизатор на КР142ЕН9 с любой буквой) Заменяется резистором на 200...300ом (с шины +31) и стабилитроном на 24в. Еще при поднятии напряжения до +-31 греется реле (!) на плате защиты. Нужно или поставить другое реле, или подобрать резистор. В своем усилителе я оставил маломощный выпрямитель, переведя его на +-26в для защиты, предварительно и индикатора. А мощный +-31 на УМ. По поводу электролитических конденсаторов: Их в любом случае менять. Что здесь можно порекомендовать? И обязательно выбросте все глинянные флажки заменив их на пленку а из блока питания МБМ- заменив на соответствующие пленочные или керамику. Все ёмкости по питанию есть смысл увеличить в 40 - 100 раз. (на практике лучше поставить 2 по 4700) Блок питания: вместо банок по 2000 мкф можно спокойно поставить 10 000 мкф. размеры практически те же. Не лишним будет зашунтировать их плёночными по 1 мкф УНЧ: Ёмкости С14,С15,С16,С17 - 220мкф УНЧ-П: С37,С38 - 470 - 1000мкф Защита, блок индикации: там оставить номиналы как есть. К сказанному могу добавить следующее: 1. Плату входов неплохо заменить на релейный коммутатор. 2. Корректор УПЗ-15 есть смысл убрать, т к он вносит искажения в сигнал в т ч и на соседних входах. 3. Переключатель Стерео/Моно можно легко превратить в выключатель темброблока. Штука полезная. Сигнал "до темброблока" берётся с точек, где раньше были С23 и С24. Сигнал "после темброблока" соответственно с точек "4" и "6". Далее Сигнал поступает на вход УМ. Мной (Павел) неоднократно проверена данная переделка. Замеры на осциллографе показали увеличение мощности до 42 ВТ в канале. Анализатором проверена АЧХ УМ она стала более равномерна, пред после переделки расширил пропускную способности. Практически мы вносим не большие изменения- но поверьте усилитель запел!!!

Вводная часть

Перед началом модернизации уточню некоторые детали:

  1. мои знания в аналоговой схемотехнике ограничены;
  2. работы по изменению схемотехники будут вестись согласно исследовательской работе Селфа Дугласа о проектировании УМЗЧ;
  3. все промежуточные выводы и принимаемые схемотехнические решения основываются так же на этом труде, включая прогнозируемые числовые показатели УМЗЧ;
  4. моё решение не истина в последней инстанции, эта модернизация один из возможных вариантов;
  5. где нужно, я буду указывать, что принятое мной решение или возникшая проблема не полностью мне понятны;
  6. постараюсь написать текст как можно проще.

Постановка задачи

Блок УНЧ-50-8 (далее просто блок УНЧ) весьма распространенная конструкция в советское время и является вполне типовым схемотехническим решением проблемы построения УМЗЧ для того времени. Если посмотреть показатели, например, усилителя , то заявляется коэффициент гармоник не более 0,3%, что вообще-то многовато для транзисторной техники. Я намерено здесь заостряю внимание на этом показателе, да я знаю, что есть ламповые усилители, которые специально спроектированы с нужными искажениями (пресловутый «ламповый» звук, т.е. по большей части наличие большой второй гармоники), так же я в курсе, что есть и транзисторные усилители, спроектированные с аналогичным подходом к искажениям. Исходя из выше сказанного, будет рассматриваться только тот вариант, когда УМЗЧ вносит как можно меньшие искажения в звуковой сигнал, если надо «ламповый» звук, то достаточно подключить предварительный усилитель с нужными «искажениями». Обозначим планку гармонических (негармонических тоже) искажений в звуковом диапазоне как число менее или сопоставимое с 0,01%, что кстати, как я помню, значимо меньше, чем общие требования к аппаратуре Hi-Fi в 0,1%. Дуглас в своей работе добивается чисел в 0,001% и менее, нам для простоты задачи такие значения не обязятельны, да и есть подозрения, что разницу услышать будет невозможно. Так же поясню, что состав спектральный искажений рассматривать не будем, т.к. при таких маленьких значениях искажений услышать их обычному человеку невозможно, если возможно вообще.

Информация для размышления . Я где-то в старой книге 50-х годов читал, что обычный, нетренированный человек начинает хорошо различать гармонические искажения начиная с 0,5%.

Теперь можно перейти к разбору основных претензий к родному блоку УНЧ. Таких блоков, как я видел, есть два варианта. Будем рассматривать один из них (рис.1).

Рис. 1. УНЧ-50-8

Итак, в схемотехнике блока две основные проблемы:

  1. дифференциальный каскад хоть и питается источником тока, но токи в плечах на практике неодинаковы (например токи в коллекторах транзисторов VT2,VT4);
  2. наличие эффекта Эрли (по-простому, ток базы не постоянен и меняется сам вследствие изменения коллекторного напряжения) в нужном нам транзисторе усилителя напряжения VT10 в) отсутствие источника тока в дифференциальном каскаде VT7, VT10, хотя и там есть токовое зеркало (вот тут я не уверен, на указанное схеме это не токовое зеркало, но в некоторых источниках там включение транзистора VT3 другое и получается токовое зеркало, посему тут не ясно, что да как, моя колокольня говорит – что там зеркало).

Решение этих проблем значительно снизит искажения в УМЗЧ (в десятки раз). Более подробно и причинах и следствиях этих проблем можно почитать в книге Селфа Дугласа на нашем диске, я по возможности где-то буду приводить его соображения при принятии мной схемотехнических решений.

Вариант решения указанных проблем приведен на рис. 2. Сразу скажу, что это только один из вариантов, есть и другие.

Рис. 2. Вариант модернизации УНЧ-50-8

Теперь попробуем разобраться что, как и зачем было изменено. Все изменения, если не оговорено специально, я пометил разными цветами.

Зеленая «зона»

Для выравнивания токов в плечах дифф. каскада VT2,VT4 было введено токовое зеркало. По Дугласу такое решение резко снижает вторую гармонику в спектре искажений и последующие гармоники так же. Дополнительным плюсом такого решения является стабилизация постоянной составляющей на выходе УМЗЧ. Я добивался значений в 20 мВ на выходе без дополнительных усилий. Если постоянное напряжение на выходе работающего нормально блока больше 50 мВ, то возможно один из транзисторов в токовом зеркале сильно отличается по коэфф. h21э, стоит их подобрать и заменить.

Номиналы деталей следующие:

R5, R8 от 100 до 200 Ом, мощность > 0,125 Вт.

VT5, VT6 любой n-p-n с Uкэ > 50 В и h21э > 40.

Я для простоты монтажа на родной плате блока брал КТ961Б.

Бирюзова «зона»

Здесь используется классическая каскодная схема на VT7,VT10. Генератор тока обычный на VT8.

Информация для размышления . В усилителе , которые очень хвалят за хороший звук, так же используется каскодная схема в усилителе напряжения. Правда, там нет токового зеркала в дифф. каскаде, но есть подстроечный резистор, который выставляет уровень постоянной сост. на выходе УМЗЧ (выравнивает токи плеч каскада).

Я изменил номинал резистора R16 так, чтобы ток покоя в каскаде был равен току покоя в исходной схеме на рис. 1 (номинал можно набрать соединив параллельно резисторы, думаю можно воткнуть и 160 Ом без проблем).

Номиналы деталей следующие:

VD7, VD8 – любые диоды, например серии КД522 или 1N4148.

VD9 – стабилитрон на 4,7-5,1 В и стартовый ток стабилизации от 5 мА. Я точно не знаю нижнюю границу этого напряжения, опыт симулирования данной схемы в Мультисим показал, что мин. значение напряжения стабилизации где-то в этом районе. Если кто знает, скажите.

R10 – 30-51 кОм или около того, не сильно важно, мощность от 0,125 Вт.

VT7, VT10 – высоковольтные, например, КТ940А, КТ961А.

С4 – емкость Миллера, трудно сказать какая лучше, мой вариант в 33-47-51 пФ вполне работоспособен.

Красная «зона»

В этой «зоне» все изменения практически косметические. Резисторы в эмиттерах выходных транзисторов в 0,5 Ом – многовато, можно уменьшить до 0,33 Ом запаяв параллельно (со стороны дорожек платы) еще один резистор в 1 Ом. Дуглас рекомендует еще меньше, но сильно разбежаться не дает сама плата. Выходная цепочка Цобеля (R41, C13) – заменил на более обычную и привычную.

Неотмеченные изменения

Рекомендую конденсатор С3 в цепи обратной связи увеличить в два раза как минимум и поставить туда неполярный электролит. Более приемлемый вариант – увеличить ёмкость до 470-500 мкФ и соединить параллельно ему любой пленочный или керамический конденсатор с ёмкость от 0,1 мкФ.

Вот собственно и все изменения. Теперь некоторые мои замечания практического характера:

  1. все указанные изменения вполне можно смонтировать на плате блока УНЧ, с трудом, но помещается;
  2. качество печатной обычно так себе, по этому аккуратнее с пайкой, дорожки быстро отклеиваются;
  3. есть проблемная дорожка в разводке блока, это дорожка между эмиттерами выходных транзисторов и выходом блока, которая слишком тонкая для текущих по ней токов, надо ее усилить (можно проводом МГТФ);
  4. аналогично лучше усилить дорожки в плате релейной защиты;
  5. токи покоя выходного каскада не стоит превышать (указан диапазон) и выходные транзисторы, например КТ805, не подобраны по близким характеристикам на заводе, поэтому токи покоя у них могут сильно различаться.

Измерения уровня искажений

Формально такая доработка, даже на таких транзисторах, должна спокойно привести к уменьшению уровня гармонических искажений к 0,01% или сопоставимым значениям. Измерения я пока не проводил – лень. Вот если кто-то их проведет, будет круто (вдруг скажет, что я тут наврал с три короба!), но могу сказать следующее, в Мультсиме 13 на аналогах отечественных транзисторов я получал на частоте 20 кГц 25 Вт на 4 Ом гармонических искажений в 0,022 %.

П.С. Я знаю, что есть целая ветка на форуме Вегалаб, эта модернизация вполне себе работающая, но в представленной искажений заведомо будет меньше.

Предлагаю Вашему вниманию вариант переделки модуля усилителя мощности УНЧ-50-8 (Radiotehika У101, S70). Существует как минимум два варианта модуля. Отличить их можно так: у более старого VT1 - КТ315, у того, который поновее - КТ361. Данное описание справедливо для более нового варианта. Если у Вас старший модуль, и Вы собрались его переделать - адаптируйте переделку для него сами (это совсем несложно).

Изменения схемы коснулись усилителя напряжения, новый вариант производит меньше гармонических искажений. Во входном и выходном каскадах транзисторы заменены импортными.

После переделки звук чистый и четкий, не утомляет, слушать музыку приятно.


Теперь подробности.

Входные транзисторы КТ3107 заменено транзисторами BC560, (выводы совпадают). Вместо пары MJE350/340 я поставил SA1358/SC3421 (можно применить и другие хорошие драйверные пары). У выходных транзисторов MJE15032/15033 эмиттер и база "переставлены" местами относительно прежних КТ805/837, поэтому пришлось перерезать несколько дорожек и применить МГТФ.

"Родная" схема УНЧ-50-8
схема где указаны изменения

Качество плат не слишком высоко, поэтому каждую деталь можно аккуратно перепаять не более двух раз. Делаем все внимательно.

Узел защиты от короткого замыкания в нагрузке я удалил. Его можно оставить, но желательно проверить его работу и настроить.

Узел состоит из VT11,12; VD3-6; C6,7; R19,21,24,25,28,29.

VT 9, 13-20 - Можно оставить для проверки работоспособности схемы, а заменить импортом в последнюю очередь.

Перерезать дорожки: От R15 до R17; от Б VT10; от К VT1.

Перемычки (снизу): R17 на "-" шину (по схеме); К-Б VT1. Перемычки МГТФом: Б VT3 - Б VT8; Э VT7 - Э VT10. (сверху): Rх2 - Б VT10 (по схеме).


Сх4 не установлен

С3 - В виду малого постоянного напряжения на нем установить неполярный электролитический на 100мкФ.

С8 - 0,33 мкФ пленочный полипропилен.

С11,12 - 0,47мкФ 63В пленка полипропилен.

Сх1 - параллельно R5 в его отверстия. пленка полипропилен.

Диоды Dх1-6 1N4148.

R6 - можно впаять резистор на 1,2к, но лучше вместо этого поставить многооборотный подстроечник (2-2,2к) на посадочное место VT1 (на фото так и сделано). На подстроечнике необходимо "накрутить" 1,2к. Им выставлять 0В на выходе усилителя.

R9 - 820 Ом - несколько увеличиваем коэфф. усиления.

R12 - многооборотный подстроечник на 2-2,2к (накрутить на 0). Он служит для установления тока покоя выходного каскада (50мА в моем варианте)

R30, 31, 38, 39 - 0,22 Ом 5Вт (белые "сухари").



Изображенная коммутация обмоток силового трансформатора несколько увеличивает напряжения питания усилителя. Индикатор выходного уровня лучше питать от отдельного источника.